Страничка для учащихся

Официальный сайт

муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования "Дом детского творчества № 5"

 

г. Новокузнецк, проспект Запсибовцев, 7а

телефон +7(3843)61-00-71, e-mail: ddt_5nk@mail.ru                              

Страничка для учащихся

 

  

8-800-2000-122 – детский телефон доверия.

Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что можно получить психологическую помощь анонимно и бесплатно и тайна обращения гарантируется. Информацию о работе телефона доверия см. по ссылке.                                                                                           

Телефоны доверия для взрослых: 8-(3843) 713-064, 713-063

 

 

 

Тест по профориентации, Е.А. Климов 

 

  Тест позволяет определить уровень мотивации человека к различным видам деятельности. Тест можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

                                                                                           

Для каждого человека характерно более или менее ч?тко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходит в силу преобладания определ?нных интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко да?тся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек — общение.

Если не акцентировать внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории известного российского психолога Е. А. Климова, можно объединить в пять типов: с природой, с техникой, с людьми, со знаковой системой, с художественным образом.

 

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы вы предпочли?

 

А

Б

1  Ухаживать за животными Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2  Помогать больным  Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
3  Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, CD дисков  Следить за состоянием, развитием растений
4  Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)  Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5  Обсуждать научно-популярные книги, статьи  Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)
6  Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)  Тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных спортивных)
7  Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)  Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным)  средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и т.д.
8  Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (на экскурсии, в информационном отделе и т.д.)  Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9  Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище  Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10  Лечить животных  Выполнять вычисления, расчеты
11  Выводить новые сорта растений  Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.д.)
12  Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять  Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13  Наблюдать, изучать работу творческих объединений, клубов  Наблюдать, изучать жизнь микробов
14  Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты  Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15  Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.  Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
16  Делать лабораторные анализы в больнице  Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение 
17  Красить или раписывать стены помещений, поверхность изделий  Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18  Организовать культпоходы в кино, музеи, театры, экскурсии, туристические походы и т.д.  Играть на сцене, принимать участие в концертах
19  Изготовлять по чертежам детали, изделия (одежду, машины), строить здания  Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20  Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада  Работать на клавишных машинах (телетайпе, набор текста на клавиатуре)

 

Ключ к тесту:

 

Человек-природа — 1 а, 3 б, 6 а, 10 а, 11 а, 13 б, 16 а, 20 а

Человек-техника — 1 б, 4 а, 7 б, 9 а, 11 б, 14 а, 17 б, 19 а

Человек-человек — 2 а, 4 б, 6 б, 8 а, 12 а, 14 б, 16 б, 18 а

Человек-знаковая система — 2 б, 5 а, 9 б, 10 б, 12 б, 15 а, 19 б, 20 б

Человек-художественный образ — 3 а, 5 б, 7 а, 8 б, 13 а, 15 б, 17 а, 18 б

 

 

Человек — Природа – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, т.е. с природными объектами и явлениями.

Объектом труда являются: живые организмы, растения, животные и биологические процессы.

Профессии данного типа связаны с:

 

* исследованием анализомсостоянияиусловийжизнирастенийилиживотных изучениемживойинеживойприроды описанием, изысканием (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог, геолог, генетик, ботаник, зоолог, метролог и др.);

 

 * выращиваниемиуходомзарастениямииживотными(лесник полевод цветовод овощевод птицевод животновод садовод пчеловод лесовод фермер зоотехникидр);

  * профилактикой восстановлениемилечениемзаболеванийрастенийиживотных(ветеринар эколог лесовод врачкарантиннойслужбыидр);

 * преобразованиемипереработкой(садовник технологпищевойпромышленности рыбообработчикидр);

 * обслуживанием охранойфлорыифауны(работниклесногохозяйства цветовод птицевод животноводипр);

 * заготовкойпродуктов эксплуатациейприродныхресурсов(охотник рыбак лесоруб агроном зоотехникипр)

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

 - ухаживать и наблюдать за животными

 - разводить растения или животных

 - заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу)

 - бороться с болезнями, вредителями

 - выращивать овощи и фрукты

 - ориентироваться в природных явлениях

 - наблюдать изучать различные природные явления.

Профессионально важные качества: наблюдательность, склонность к систематизации, устойчивость внимания, потребность в двигательной активности.

Психологическиетребованияпрофессий«человек-природа»: 

 * развитое воображение наглядно-образноемышление хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

 * поскольку результаты деятельности выявляются через довольно длительное время специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллектива, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

 

 Человек— Техника – все технические профессии, профессии в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами, аппаратами, станками.

Объектом труда служат технические системы и объекты (механизмы, машины, аппараты, установки, материалы и виды энергии)

Профессии данного типа связаны с:

 - созданием, монтажом, сборкой, наладкой технических устройств (специалисты по изготовлению деталей, машин, механизмов в ручную, на  станках и автоматических линиях; слесарно-сборочные монтажные электромонтажные строительно-отделочные специалисты;  специалисты по добыче и переработке промышленного сырья, изготовлению пищевых продуктов, т.е. проектировщик, конструктор, инженер, радиомонтажник, сварщик и др.);

- эксплуатацией технических средств и устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами, например, водитель, тракторист, слесарь, токарь, швея и др.);

- обслуживанием технических объектов (специалисты по наладке и обслуживанию оборудования, управлению станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);

- восстановлением и ремонтом технического оборудования, изделий (механик,  электромонтер, радиомеханик и др.);

- изучением (специалисты по контролю и анализу качества изделий и механизмов,  специалисты по испытанию качества изделий).

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

 

 * исследовать, наблюдать

 

 * создавать и испытывать новые образцы

 

 * планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать

 

 * придумывать новые способы деятельности

 

 * самостоятельно организовывать свою работу и работу других

 

 * принимать нестандартные решения

 Профессионально важные качества: технический склад ума,  пространственное воображение, склонность к практическому труду, эмоциональная устойчивость.

 Психологические требования профессий «человек-техника»:

 

 - хорошая координация движений

 

 - точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие

 

 - развитое техническое и творческое мышление и воображение

 

 - умение переключать и концентрировать внимание

 

 - наблюдательность

 

 

    Человек— Человек — все профессии, связанные с работой, с людьми,  с обслуживанием людей, с общением.

 Объектом труда являются люди, группы, коллективы.

 Профессии данного типа связаны с:

 

  - медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник,  медсестра и др.);

 

 - воспитанием, обучением, тренировкой, других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детдомов; преподаватель в школах и др. учебных заведениях;  мастер производственного обучения, тренер по спорту, гувернер и др.);

 

 - бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант, парикмахер, вахтер и др.);

 

 - правовой помощью и защитой (судья, адвокат, работник милиции, юрист,  участковый, инспектор и др.);

 - защитой общества и государства (военнослужащий, юрисконсульт, милиционер, инспектор и др.);

 - информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор и др.);

 - организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и др.);

 - изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог,  журналист, следователь и др.).

  Склонности и предпочтения,  выраженные способности:

 * обслуживание людей;

 * занятие лечением;

 * обучение, воспитание;

 * защита прав и безопасности;

 * управление людьми;

 * легкость знакомства и общения с новыми людьми;

 * чуткость и доброжелательность к окружающим,  умение внимательно выслушивать людей;

 * умение самостоятельно организовывать свою работу и работу других;

 * умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

   Профессионально важные качества:

 - развитые коммуникативные способности;

 - эмоциональная устойчивость;

 - быстрая переключаемость внимания;

 - наблюдательность;

 - организаторские способности.

 Психологические требования профессий «человек-человек»:

  - стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

  - устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

   - доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции;

  - способность анализировать поведение окружающих и свое собственное,  понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

  - способность мысленно ставить себя на место другого человека,  умение слушать, учитывать мнение другого человека;

  - способность владеть речью, мимикой, жестами, развитая речь,  способность находить общий язык с разными людьми, умение убеждать людей;

  - аккуратность, пунктуальность, собранность;

  - знание психологии людей.

 

 

   Человек — Знак — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности, большинство профессий связано с переработкой информации.

 Объектами труда являются: условные знаки, шифры, коды, таблицы, цифры, числовые значения, символы, тексты.

 Профессии данного типа связаны с:

 

 - текстами на народном или иностранном языках, восстановлением,  устранением искажений (корректор, редактор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик, переводчик и др.);

 

 - цифрами, формулами, таблицами, преобразованием, расчетом, сортировкой, (бухгалтер, экономист, кассир, статистик, почтальон, программист,  оператор ПК и др.);

 

 - чертежами, схемами, картами (штурман, чертежник, картограф, геодезист,  конструктор, инженер-технолог, копировальщик и др.);

 

 - звуковыми сигналами, шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (радист, телефонист, стенографист, звукооператор, лингвист, филолог, историк,  математик, библиотекарь и др.);

 

 - управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);

 

 - составлением и хранением документации (нотариус, архивариус,  делопроизводитель и пр.).

  Склонности и предпочтения, выраженные способности:

 

 * обрабатывать тексты и таблицы, производить расчеты и вычисления,  перерабатывать информацию;

 

 * работать с чертежами, картами и схемами;

 

 * принимать и передавать сигналы и сообщения;

 

 * хорошо считать в уме, оперировать знаками и символами;

 

 * искать и исправлять ошибки.

    Профессиональн оважные качества: способность к математике,  развитое абстрактное мышление, высокая устойчивость внимания, склонность к общению, аккуратность и усидчивость.

    Психологические требования профессий «человек-знак»:

 

 - хорошая оперативная и механическая память;

 

 - способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом)  материале;

 

 - хорошее распределение и переключение внимания;

 

 - точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

 

 - усидчивость, терпение

 

 - логическое мышление.

 

 

    Человек - Художественный образ — все творческие специальности.

  Объектом труда этих специальностей служат художественные образы,  способы их построения, их роли, элементы и особенности.

  Профессии данного типа связаны с:

  * созданием, преобразованием, проектированием, моделированием  художественных произведений (писатель, художник, композитор, режиссер, модельер, дизайнер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, парикмахер, кондитер и др.);

 * воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель, флорист, закройщик, гравер, столяр-краснодеревщик и др.);

  * воспроизведением, копированием,  размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи,  шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник и др.).

  Склонности, предпочтения, выраженные способности:

 - заниматься художественным оформлением;

 - заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография,  кино и др.);

 -  сочинять (стихи, прозу и др.);

 - выступать на сцене;

 - изготавливать своими руками красивые вещи;

 - петь, играть на музыкальных инструментах.

   Профессионально важные качества: яркое воображение, образное мышление,  склонность к творчеству, гибкость чувств; специальные способности - развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).

   Психологические требования профессий «человек-художественныйобраз»:

  * художественные способности, развитое зрительное восприятие;

  * наблюдательность, зрительная  память, наглядно-образное мышление,  творческое воображение;

  * знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

 
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения