| ||||||
|
| |||||
Школьное самоуправлениеУважаемые коллеги, учителя, классные руководители! По вашей просьбе создана отдельная страничка в помощь по организации и развитию ученического самоуправления. Заходите, читайте, обращайтесь с вопросами в Дом творчества № 5 (пр-т Запсибовцев, 7 А), каб. 18, Тягнирядно Татьяна Александровна, раб. тел. (3843)611675, сот. тел. 89133288067. Постараюсь отображать информацию по всем вашим вопросам.
Создание воспитательных систем в общеобразовательных учреждениях является основной из задач, поставленной Программой развития воспитания в системе образования, утвержденной Министерством образования Российской Федерации. Для реализации этой программы, в первую очередь, требуется привести в надлежащее качество уровень квалификации педагогических кадров, играющих ключевые роли в организации воспитательной работы. Сегодня именно от школы зависит, приобретут ли учащиеся навыки самоорганизации, окажутся ли они приспособленными к жизни в обществе. Педагог, владеющий современными воспитательными технологиями, играет в этом самую важную роль. Одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие ученического самоуправления. Сущность и назначение ученического самоуправления
«Жизнь без нашего управления подобна кораблю без штурвала или блужданию в огромном лесу без компаса и карты» Ф. Карделл (амер. психолог и психотерапевт) Одним из прав человека является право на участие в управлении делами государства. Оно означает, что граждане могут выбирать своих представителей в органы власти, а также влиять на власть другими способами: например, направлять предложения, участвовать в референдумах. В свою очередь, и у учащихся есть право на участие в управлении образовательным учреждением, закреплённое Законом «Об образовании». Это право они могут реализовать через систему ученического самоуправления. Нормативная база - основание для деятельности ученического самоуправления в ОУ. Ученическое самоуправление - это система, позволяющая ученикам, принимать участие в управлении учебным заведением. В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие. Здесь стоит прояснить некоторые моменты. Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Органы самоуправления могут обладать представительными и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам учебной жизни от имени своих «избирателей» - учащихся. Такие органы, соответственно, являются выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то выборность перестаёт быть необходимой. Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев. Границы власти органов ученического управления определяются соответствующим локальным актом - Положением об ученическом самоуправлении. Формы этой власти - конкретные органы самоуправления - может выбирать само учебное заведение. Можно выделить следующие особенности или характерные черты ученического самоуправления: - субъектами ученического самоуправления являются специально создаваемые органы ученического самоуправления, ученические общественные организации; - объектами ученического самоуправления являются учащиеся и их коллективы; - механизм ученического самоуправления и вся его система функционируют в сфере управления учебным заведением, при постоянном сочетании интересов и запросов субъектов и объектов ученического самоуправления; - основой для становления и развития системы ученического самоуправления являются ученические коллективы и активность самих учащихся; - каждый участник ученического самоуправления становится носителем не только ряда учебно-воспитательных функций, но и функций управления жизнедеятельностью учебного заведения; - интересы и запросы учащихся, их коллективов оказывают непосредственное влияние на формирование органов ученического самоуправления, определение их полномочий и направлений деятельности; - для методов деятельности субъектов ученического самоуправления характерны убеждение, воспитание, применение мер моральной и материальной заинтересованности, общественного принуждения. При организации деятельности органов самоуправления учащихся целесообразно руководствоваться следующими позициями: 1. Все, что они могут решать, должно передаваться им с условием, что принимаемые ими решения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права других участников учебной жизни. 2. Каждый орган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями. 3. Ни один коллектив или объединение в учебном учреждении не вправе диктовать свою волю другим коллективам и объединениям взрослых и детей. Все они призваны взаимодействовать на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления. 4. Приоритетом пользуются органы самоуправления непосредственной демократии: общие собрания, такие как конференции, советы, перед органами представительной власти. 5. В каждом учебном заведении действует принятая в соответствии с ее Уставом согласительная система разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления. 6. Работники учебного заведения, учащиеся и их родители, их органы самоуправления не могут действовать изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным проблемам. 7. Органы ученического самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами равноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической целенаправленности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их решение. Процесс организации ученического самоуправления должен быть направлен на развитие сознательного, ответственного отношения учащихся к возможностям и перспективам своей учебной, культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении учебным заведением.
Приоритетные принципы самоуправления При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на следующие приоритетные принципы: - принцип гуманизма. Органы ученического самоуправления строят свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности. - принцип демократичности. Деятельность органов ученического самоуправления основывается на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, коллегиальности, гласности, постоянном учете общественного мнения. - принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу учебного заведения и ее локальным нормативным документам; - принцип равноправия. Все участники ученического самоуправления должны иметь равные права субъектов учебной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации; - принцип выборности. Органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов; - принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных документах учебного заведения. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления; - принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации; - принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов; - принцип объединения. Орган ученического самоуправления – это добровольное объединение учащихся с целью совместного решения вопросов по повышению качества учебной жизни. Объединение дает право принимать участие в управлении учебной жизнью города и использовать возможности органа для самореализации и развития. - принцип функционального самоопределения. В деятельности органа ученического самоуправления могут принимать участие не только его постоянные члены. Участники деятельности органа ученического самоуправления добровольно определяют степень своего участия. - принцип системного взаимодействия. Структуры ученического самоуправления, независимо от их уровня системной организации, наиболее эффективно функционируют при максимальной консолидации и взаимодействии. - принцип представительства. Избранные в руководящие органы ученического самоуправления члены органа, выполняя свои функции, действуют от имени, по поручению и в интересах учащихся. - принцип самоуправления. Орган ученического самоуправления самостоятельно определяет порядок своего функционирования, за исключением ключевых вопросов жизнедеятельности учащихся, решение по которым принимается совместно с администрацией учебных заведений, а также органами муниципальной власти. Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.
Прежде чем начать организацию ученического самоуправления важно спроектировать его модель. Модель — некий заменитель реального объекта или явления, сохраняющий важные для исследователя характеристики, признаки и связи феномена, но более удобный, пригодный для практической работы с ним, в частности с точки зрения числа признаков. Под «моделью» вообще понимается образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия и конструкции, а также устройство, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях. В широком смысле «модель» — это аналог какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом. Что касается ученического самоуправления: во-первых, моделирование ученического самоуправления позволяет учесть широкую систему основных факторов и условий, влияющих на ее содержание, уровень развития и структуры; во-вторых, представить основные компоненты структуры ученического самоуправления как логически однородные и на основании этого провести их сравнение и анализ; в-третьих, выделить внутри основных уровней и компонентов структуры ученического самоуправления отдельные подсистемы, имеющие самостоятельное значение и содержание; наконец, дает возможности найти основную единицу анализа ученического самоуправления, составляющую его специфику. Задача в построении модели школьного ученического самоуправления состоит в том, чтобы все составляющие ее элементы, знаковые образования отражали в максимальной полноте реальную деятельность школьного ученического самоуправления.
Упражнения, направленные на развитие эффективного взаимодействия в команде
Литература: 1. В. И. Бочкарев. Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001 – 192 с. 2. В. М. Лизинский. Практическое воспитание школе. Часть 1,2. – М., Центр «Педагогический поиск», 2002 – 160 с. 3. А.М.Моисеев. Проблемы и пути совершенствования внутришкольного управления. Пособие для руководителей образовательных учреждений. Тамбов: ТОИПКРО, 2002. - 331 с. 4. Д. В. Рогаткин Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 92 с. 5. Методические рекомендации для специалистов органов по делам молодежи и лидеров студенческого самоуправления/ Рожнов О. А., Соколов А. В., Кондратьев С. Ю., Возжаева Е. И., Резванов А. А., Малкина Н. В., Кротов Д. В., - Ростов-на-Дону, - 2005. 6. Студенческое самоуправление: нужно ли тебе это!/ Кондратьев С. Ю., Рожнов О. А., Селин В. П., Фатов И. С., - Москва, Общероссийская организация «Российский союз молодежи», - 2006. 7. М.И.Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002 – 160 с. 8. Н.Л. Селиванова Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. – М., «Педагогическое общество России», 2001 – 284 с. 9. М.П. Нечаев Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г. 10. Г. Н. Никифорова. Программа по воспитательной работе для 10-11-х классов «Будущее в настоящем» // Классный руководитель №3/2002 г. 11. Планирование и организация воспитательной работы // Классный руководитель №3//2003 г. 12. А. Прутченков, Т. Новикова. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист №4/2006 г. 13. Л. А. Чашников. Современный модели информационно-аналитического обеспечения школьного управления // Вопросы психологии №9/ 1993 г. 14. Л. Л. Бабенко. С чего начать в общеобразовательном учреждении создание ученического самоуправления. omc. mosuzedu.ru 15. В.И. Бочкарев. Ученическое самоуправление в школе. www.couo.ru. 16. А. Прутченков, И. Калиш, О. Солодова. Коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. www.ug.ru/archive/221 17. А. Прутченков, И. Гребенник. Помочь самоопределению личности, ее самореализации. Правовые основы организации школьного самоуправления. www.ug.ru/archive/538 18. А. Прутченков, Т. Новикова. От моделей Леонардо да Винчи к моделям самоуправления. www.ug.ru/archive/700 19. А. Прутченков, О. Солодова, Н. Акатов. Товарищ, союзник, собеседник. «Школьный совет» - административная модель самоуправления. www.ug.ru/archive/846
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish» |